Обратная связь

Ваш запрос отправлен. В ближайшее время с Вами свяжется иаш сотрудник. Спасибо за проявленный интерес.

Slider

Четыре шага к сохранению бизнеса

  

dt 031    О цифровой трансформации или цифровизации говорят много, начиная от Президента и заканчивая пенсионерками в супермаркете (не шучу, сам слышал!). Тем не менее, многие собственники и топ-менеджеры предприятий так и не определились, что с этим делать и нужно ли вообще что-то делать? По результатам исследования, проведенного компанией KMDA, более 60% опрошенных собственников и топ-менеджеров все еще находятся на стадии изучения информации по этой теме или только собираются разрабатывать стратегию трансформации, 10% опрошенных вообще не занимаются цифровой трансформацией. Причины такого пренебрежения  самые разные, а вот последствия могут быть очень серьезные, в т.ч., потеря бизнеса и уход с рынка.

    Китайский философ и мудрец  Лао-Цзы сказал: «Большое дерево вырастает из малого, девятиэтажная башня начинает строиться из горстки земли, путешествие в тысячу ли начинается с одного шага». Мы попробуем разделить процесс цифровой трансформации бизнеса  на четыре шага.

ШАГ 1. Мотивация

    В данном случае следует различать мотивацию собственника бизнеса, мотивацию топ-менеджеров и мотивацию персонала.

    Очень часто о мотивации  владельца компании просто забывают, т.к. предполагается, что бизнесмену не нужно мотивировать себя, а это далеко не всегда так.  Невозможно заранее знать, что может стать лучшей мотивацией для собственника, страх потерять бизнес или возможность попасть в заголовки газет благодаря невиданному повышению качества сервиса – главное не забывать, что собственник тоже человек и ничто человеческое ему не чуждо.

    От опыта и профессионализма топ-менеджера зависит не только процветание, но, зачастую и само существование  компании.  В этом случае одного только высокого оклада, скорее всего, будет недостаточно. Необходима комплексная система мотивации, благодаря которой можно повысить эффективность топ-менеджера и его заинтересованность в успешном проведении цифровой трансформации предприятия.

    Особенность цифровой трансформация состоит  в том, что ее основой, в первую очередь,   является не переход на новые технологии, а смена бизнес-модели предприятия и, соответственно, изменение подхода к работе каждого сотрудника.  При этом, обязательно, будет возрастать сопротивление персонала внедряемым нововведениям и обычных методов мотивации явно недостаточно. В этой ситуации, в первую очередь, надо сделать максимально открытой и доступной информацию о преимуществах цифровой трансформации и тем самым способствовать формированию культуры, которая делает сотрудников более лояльными к проводимым изменениям.

ШАГ 2. Определение цели

    Когда-то древнеримский философ и государственный деятель Сенека говорил: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Кто живет без цели впереди, тот всегда блуждает».  Так и цифровая трансформация для бизнеса нужна и важна не сама по себе, а, исключительно, как средство для достижения конкретных и, обязательно, измеримых целей.

    Какая же «пристань» или даже «пристани» могут и должны стать желанными целями для бизнеса, способными подвигнуть его на проведение таких непростых и, в большинстве случаев, достаточно болезненных преобразований? Чаще всего в качестве таких целей выступают:

  • повышение удовлетворенности клиентов
  • рост выручки
  • сокращение затрат
  • предложение новых продуктов и сервисов
  • увеличение доли рынка
  • выход на новые рынки

    Как видите, ничего особенно экзотического! Однако, не следует забывать,  что  цифровая трансформация – это история не только про то, как экономить и зарабатывать. В большей степени это история о том, как сохранить бизнес в условиях стремительно меняющегося мира, в котором ошибки и, особенно, промедление обходятся  очень дорого!

ШАГ 3. Дорожная карта

    Начиная проект цифровой трансформации, не стоит надеяться на то, что сразу будет найдено оптимальное решение и, тут же, появится волшебная красная кнопка, нажав на которую все обозначенные цели будут достигнуты. А ещё, не следует пытаться слепо повторять действия другой компании, даже если перед этой компанией были поставлены похожие цели! Не знаю, к счастью или, к сожалению, но процесс цифровой трансформации бизнеса для каждой компании практически уникален, как отпечатки пальцев для каждого человека.

    На первый взгляд, все выглядит достаточно просто. Составляем дорожную карту в виде комплексного плана мероприятий, необходимых для достижения поставленных целей и можно приступать. В принципе, всё так и есть, но … потребуется некоторая подготовка.

    Для начала, необходимо объективно оценить текущее состояние компании, в т.ч.:

  • эффективность и гибкость системы управления
  • финансовое состояние, наличие свободных ресурсов и возможности их оперативного привлечения
  • состояние критически важных бизнес-процессов
  • правовое обеспечение и защищенность
  • кадровые ресурсы и их готовность к проведению изменений
  • информационно-технологическую инфраструктуру, возможность ее быстрой модернизации и т.п.

    С уточнением данного перечня следует разбираться в каждом конкретном случае. Кроме того, следует помнить о том, что, как уже было сказано, процесс цифровой трансформации проходит при постоянном и стремительном изменении внешних условий. В этой ситуации, по мере необходимости, потребуется оперативное  внесение корректировок в дорожную карту.

    Если все это у Вас уже подготовлено, то нужно не откладывая, приступать к реализации, ведь не зря говорится, что дорогу осилит идущий!

 ШАГ 4. Реализация

    Не затрагивая все аспекты реализации плана, представленного в дорожной карте цифровой трансформации, хочу обратить внимание на три момента, без которых невозможно рассчитывать на достижение намеченных результатов. Речь идет о выстраивании системы проектного управления, системы управления организационными изменениями и системы внутрикорпоративных коммуникаций.

          Проектное управление – метод управления масштабными задачами в условиях временных и ресурсных ограничений для достижения заявленных результатов и поставленных целей.

    Не смотря на то, что система проектного управления может обеспечить развитие предприятия любого уровня, часто эту систему используют исключительно для управления некоторыми отдельными проектами, в то время, как она, на сегодняшний день, является наиболее эффективным инструментом для достижения стратегических целей.

oi 01          Управление организационными изменениями подразумевает под собой комплекс мероприятий, которые оказывают воздействие на предприятие, способствующее его переходу из одного состояния в другое в рамках утвержденного процесса цифровой трансформации.

    Представим модель  предприятия, как четыре взаимозависимые подсистемы:

      • Бизнес-процессы. Ежедневные обязанности сотрудников.
      • Сотрудники. Навыки и компетенции сотрудников.
      • Формальная организация. Организационная структура, стратегии и политики предприятия.
      • Корпоративная культура. Традиции, неформальные лидеры и т.д.

     Очевидно, что необходимо  контролировать  и воздействовать на все четыре подсистемы, так как оставшиеся без внимания подсистемы постараются вернуть измененные в предыдущее состояние. В общем виде состав работ по управлению организационными изменениями может выглядеть следующим образом:

 

1.   Цели и причины изменений. Необходимо подробно определить цели, которые должны быть достигнуты в результате изменений, а также основные причины, которые привели к необходимости указанных изменений.

2.  Функциональные и организационные рамки. В данном разделе необходимо  описать основной перечень ожидаемых перемен и сформулировать, что именно затронут перемены: бизнес-процессы,  должностные обязанности, организационную структуру, подразделения,  системы и прочие компоненты предприятия, на которые повлияют грядущие изменения.

3.  Сторонники изменений. Перечень персон, включая неформальных лидеров, прямо или косвенно заинтересованных в успехе проводимых  изменений.

4.  Противники изменений. Перечень персон, включая неформальных лидеров, от которых можно ожидать скрытое или открытое сопротивление проводимым изменениям.

5.  Оперативные планы для заинтересованных лиц. Необходимо оценить основные причины сопротивления и наметить возможные пути их преодоления.

6.  Регламент коммуникаций.  Весь информационный обмен в рамках проведения изменений, в т.ч., по возможности и не регламентный, необходимо фиксировать с помощью правильно выстроенной системы внутрикорпоративных коммуникаций.

      Внутрикорпоративные коммуникации - это наиболее эффективный инструмент для преодоления сопротивления цифровой трансформации предприятия! Они служат для того, чтобы связать и объединить все подразделения в одно целое, формируя чувство общности и причастности к общему делу, при этом вся необходимая информация должна в нужный момент доводиться до каждого отдела и сотрудника. Грамотно выстроенная система позволяет:

  • увеличивать эффективность работы каждого сотрудника;
  • мотивировать персонал;
  • повышать лояльность сотрудников к организации;
  • совершенствовать образовательную систему;
  • повышать привлекательность компании в глазах персонала и кандидатов на должности.

    В качестве инструментов системы внутрикорпоративных  коммуникаций обычно используют:

  • собрания, совещания, корпоративные мероприятия;
  • корпоративный портал и корпоративная социальная сеть;
  • электронная почта, электронный документооборот и т.д.

 

    В заключение хочется ещё раз подчеркнуть, что процессы цифровой трансформации в самом ближайшем будущем неизбежно затронут абсолютное большинство предприятий и организаций, независимо от их размеров и сферы деятельности. Те же, кто посчитают, что эти изменения их не коснутся, скорее всего просто исчезнут.

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

Санкт-Петербург:  +7 (812) 507-91-93

Москва:               +7 (499) 350-19-08

Email:                  call@dss-group.ru